Критерии выбора транспорта
Критерии выбора транспорта (перевозчика).
Центральное место среди многих логистических процедур принятия решений менеджером по транспортировке занимает процедура выбора перевозчика (или нескольких перевозчиков). Часто эта процедура поручается непосредственно транспортно-экспедиционной компании (аутсорсинг), с которой у грузовладельца установились деловые отношения.
В тех случаях, когда логистический менеджер самостоятельно решает проблему выбора перевозчика, он должен основываться на определенной схеме выбора. Если определен вид транспорта, то должен быть проведен анализ специфического рынка транспортных услуг, на котором действует, как правило, достаточно большое количество перевозчиков, имеющих разную организационно-правовую форму. Особенно динамично в России развивается рынок автотранспортных услуг. Основными критериями предварительного отбора перевозчиков являются затраты на перевозку груза, надежность времени доставки, сохранность груза при транспортировке. Таким образом, с точки зрения приоритета отдельных критериев (показателей) процедура ранжирования при выборе отдельных видов транспорта может быть представлена в следующей таблице (табл.1).
таблица 1. Ранжирование критериев при выборе вида транспорта
Критерий (показатель) | железнодорожный транспорт | водный транспорт | автомобильный транспорт | воздушный транспорт |
Затраты, связанные с транспортировкой | 2-3 | 1-2 | 4 | 5 |
Время доставки | 3 | 4 | 2 | 1 |
Надежность | 2 | 4 | 1 | 3 |
Мощность | 1 | 4 | 2 | 3 |
Доступность | 2 | 4 | 1 | 3 |
Безопасность | 3 | 4 | 1 | 2 |
В западной практике выбора перевозчиков часто используются специально разработанные ранговые системы показателей, одна из которых приведена в табл.2
Простейшая схема выбора перевозчика с помощьюранжированных систем критериев заключается в прямом сравнении суммарного рейтинга перевозчиков.
Предположим, что логистическим менеджером в качестве критериев отбора приняты показатели из табл. 2.
таблица 2. Ранжирование критериев выбора перевозчика
Наименование критерия (показателя) | Ранг |
Надежность времени доставки (транзита) | 1 |
Тарифы (затраты) транспортировки "от двери до двери" | 2 |
Общее время транзита "от двери до двери" | 3 |
Готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа | 4 |
Финансовая стабильность перевозчика | 5 |
Наличие дополнительного оборудования (по грузопереработке) | 6 |
Частота сервиса | 7 |
Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке груза | 8 |
Потери и хищения груза (сохранность груза) | 9 |
Экспедирование отправок | 10 |
Квалификация персонала |
11 |
Отслеживание отправок | 12 |
Готовность перевозчика к переговорам об изменении сервиса | 13 |
Гибкость схем маршрутизации перевозок | 14 |
Сервис на линии | 15 |
Процедура заявки (заказ транспортировки) | 16 |
Качество организации продаж транспортных услуг | 17 |
Специальное оборудование | 18 |
Допустим далее, что анализ рынка транспортных услуг позволил выявить трех перевозчиков, удовлетворяющих логистическим требованиям к транспортировке определенного вида груза. Степень удовлетворения этих перевозчиков в выбранной системе факторов оценивалась независимыми экспертами по трех бальной оценке: 1-хорошо, 2-удовлетворительно, 3-плохо.
вычисления соответствующих рейтингов сведено в табл. 3.
Вычисление рейтинга перевозчика по каждому фактору в примере производилось с учетом весовых коэффициентов, полученных из расчета общего количества факторов, деленного на соответствующий ранг. Несмотря на то, что по оценке экспертов суммарный рейтинг у всех перевозчиков (сумма баллов) оказался одинаковым и равным 10, учет ранга фактора с весовым коэффициентом показал, что перевозчик 1 является более предпочтительным.
перевозчик 1 перевозчик 2 перевозчик 3
Фактор | Ранг/вес | Оценка | Рейтинг | Оценка | Рейтинг | Оценка | Рейтинг |
Надежность времени доставки | 1/5 | 3 | 15 | 1 | 5 | 2 | 10 |
Тариф за перевозку | 2/2,25 | 1 | 5 | 2 | 10 | 3 | 15 |
Финансовая стабильность | 5/1 | 1 | 5 | 3 | 15 | 2 | 10 |
Сохранность груза | 9/0,55 | 3 | 14,85 | 2 | 9,9 | 2 | 9,9 |
Отслеживание отправок | 12/0,42 | 2 | 10,08 | 2 | 10,08 | 1 | 5,04 |
суммарный рейтинг | 10 | 44,93 | 10 | 49,98 | 10 | 49,94 |
Для окончательного выбора применяются, как правило, более сложные количественные методы и модели, разрабатываемые компаниями, предоставляющие логистические услуги.